Леди Меламори в Израиле


Previous Entry Share Next Entry
"Хорошая стратегия, плохая стратегия" Ричард Румельт
Tiffany
melamory_me
Книга "Хорошая стратегия, плохая стратегия. В чем отличие и почему это важно" Ричард РумельтКнига "Хорошая стратегия, плохая стратегия. В чем отличие и почему это важно" Ричард Румельт


Книга начинается с того, что автор долго рассказывает нам, что не является стратегией (например, громкие планы или миссия компании). Примерно треть книги автор увлеченно бичует "плохие стратегии". Звучит это так - все идиоты, а я д'Артаньян. Разве что для Стива Джобса милостиво делается исключение. Особенно некрасиво выглядят пляски на костях Артур Андерсен - конечно, про них говорить гадости сейчас безопасно.

Дальше, наконец, автор излагает свою теорию "хорошей стратегии". Это, наверно, самый полезный раздел книги. Хорошая стратегия, по мнению автора, состоит из трех компонентов - постановки диагноза, направляющей политики и согласованных действий.

Потом структура книги немного плывет - длинные примеры из разных сфер перемежаются теорией. Пожалуй, самое важный из советов - стратегия должна быть сфокусирована. Мне по этому поводу больше запомнился образ, который приводит наш преподаватель на онлайн-курсе для малого бизнеса - стратегия должна быть two inches wide, two miles deep.

Если честно, от примеров в книге у меня ощущение, что перед нами классическая ловушка мышления - объяснить все случившееся постфактум очень легко, можно построить красивую и логичную картинку. Включая, естественно, объяснение кризиса 2008 года и крах доткомов в начале 2000-ных Особенно я посмеялась, когда автор начал вещать про изначально замечательно продуманную конкурентную стратегию Гугл - так случилось, что я недавно детально знакомилась с историей этой компании, и представляю, какое сложное сочетание факторов привело Гугл туда, где он сейчас находится (хотя, надо сказать, у Гугла был важный компонент успешной стратегии - фокус, конкретно - стремление создать абсолютно лучший механизм поиска).

Но реально предсказать происходящее и разработать выигрышную стратегию - куда сложнее, и не факт, что для этого есть однозначно работающие рецепты. Поэтому удобно сидеть в профессорском кресле и вещать студентам про стратегию - куда легче, чем управлять реальным бизнесом.

Автор местами сам себе противоречит. То говорит, что роль харизматичных лидеров преувеличена, и тут же приводит как положительный пример Джобса или Ганнибала. То громит "предсказателей", то сам заявляет что-нибудь вроде "единственный надежный источник заработка в интернете - это реклама". То вещает о важности фокуса, и тут же поет осанну компании, занимающейся всем от доставки цветов до выращивания миндаля. Вообще, примеров в книге много, но они иногда странные. Интересно почитать байки про высадку на Луну или про Пунические войны, но, если честно, хотелось бы больше практических примеров, вроде кейса про "магазин у дома" или про сеть Dentons.

В общем, пищу для размышления книга, безусловно, дает, но насколько ей можно воспользоваться на практике - это вопрос. Под малые организации она не очень заточена. А у больших есть враг - организационная инерция (про которую сам же автор детально рассказывает), поэтому многие советы звучат как "мышки, станьте ежиками". Впрочем, именно такие советы и положено давать консультантам по стратегии, да? :))

Цифровая книга "Хорошая стратегия, плохая стратегия" в fb2, txt, pdf, epub, mobi и других форматах

  • 1
Спасибо, очень емко. Не буду тратить время :) а что за он-лайн курс, если не секрет?

Grow to Greatness: Smart Growth for Small Businesses на www.coursera.org

  • 1
?

Log in